Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Февраль

Передвижники. 

Экскурсия в Третьяковскую галерею. 

1т.jpg

После встречи Туристического клуба в Землячестве было решено посетить Третьяковскую галерею.  Выбрали Передвижников, тема актуальная и большинству интересная. 2 февраля группа собралась. Как я люблю эти встречи! Радостные улыбки и объятья. Встретились земляки. И здравствуй любимая Третьяковка!

Основателем  Третьяковской галереи  является   Павел Михайлович Третьяков  -  меценат, коллекционер и  предприниматель.  Он начал собирать коллекцию русского искусства в середине XIX века  и практически с самого начала намеревался передать ее городу.

К этому времени  увеличилась скорость жизни – появились пароходы и  железные дороги, фотография и немного позже появились телефоны, но 85%  населения оставалось неграмотным. И Третьяков решил развивать и образовывать народ через искусство. В стране был единственный музей – Эрмитаж, в него пускали только образованных граждан, дворян. Искусство на Руси начало развиваться при Петре I.  До него не писалось никаких картин, не было художников.   Нет даже прижизненных  портретов царей до XVII  века. Были только иконописцы. Было народное творчество. Еще при Петре I  людей разных профессий оправляли  учиться за границу, в том  числе и художников. За границей  русские живописцы погружались в европейскую  культурную среду и знакомились с  направлениями  в  искусстве. В XVIII веке изменилось само отношение к живописи. Работа художника становится профессией. Появилась Академия  художеств, где обучали изобразительным искусствам. Еще при Петре I появились частные коллекции западноевропейского искусства у Меньшикова, Шереметьева. Из коллекции, собранной Екатериной II, был сформирован будущий Эрмитаж.

В это время Россия вступила в эпоху Великих реформ Александра II.  Реформировалась и Императорская Академия художеств. Но оставались консервативные подходы к проведению конкурсов. Это привело к конфликту в 1863 году. 14 самых выдающихся учеников покинули Академию, так как их просьбу - заменить конкурсное задание из мифологии на выбранную самим художником тему –не удовлетворили. Они организовали «Санкт- Петербургскую артель  художников». Молодой Крамской был идейным вдохновителем членов артели.  Позже реорганизованную в «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество организовывало выставки, на которых экспонировались и  продавались  картины передвижников. Их поддерживал критик Стасов и меценат Третьяков, который приобретал их произведения.

Павел Михайлович Третьяков, человек твердых идейных убеждений, оказал неоценимую материальную и моральную поддержку передвижничеству.

В Товарищество передвижников в разное время входили И.Н.Крамской, А.К.Саврасов ,В.Г.Перов и другие.

Передвижники основное внимание уделяли жанровой живописи, в том числе бытовой. При этом они разоблачали пороки современной России. Передвижники утверждали, что они вдохновляются народничеством и пишут в стиле реализма ( это воспроизведение  жизни людей как есть, без прикрас). Стремление творческих людей переосмыслить действительность. Они имели возможность изображать все, что видели вокруг себя.

Чем отличалось творчество передвижников от творчества академистов, которым они противопоставляли свои картины. Они хотели быть честными и искренними.

1. Передвижники  часто писали бедных и неимущих, «людей из народа».

2т.jpg

Картина «На пашне.Весна» кисти художника  Алексея Венецианова о крестьянском труде.

Полотно реалистично, а некоторый отход от действительности оправдан тем, что это «картина-песня». Произведение пронизано любовью к родной земле и воспевает нелегкий крестьянский труд.

2. Еще одна ключевая тема картин передвижников  - «униженные и оскорбленные». Ставили задачу защитить детей и стариков, или молоденьких женщин, которые терпеливо и безропотно несут свой крест, не протестуют и не пытаются что- либо изменить в своей жизни потому, что это невозможно.

Это отражено в картине Василия Пукирева «Неравный брак». На картине изображено таинство венчания в православной церкви. Несчастная судьба молоденькой девушки - бесприданницы, которую выдают замуж не по своей воле за  пожилого нелюбимого человека, но богатого и с положением . Эта тема стала в России болезненной. На картине, среди полумрака  церкви,   падающий из окна свет освещает лишь трех главных героев  - жениха, невесту и священника.

Жених в дорогом костюме с едким, раздражительно-снисходительным выражением лица. Невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, но на груди награда.    

3т.jpg  

Тугой воротник придает лицу застывший вид, и лишь глаза  чуть скошены в сторону невесты.

На первой выставке картина произвела огромное впечатление на современников. После этого были случаи отказа старых генералов жениться на молоденьких девушках. Заметим, как изменились нравы. В наше время многие молодые девицы мечтают о таком браке.

И что интересно,  Пукирев  прославился одной картиной. Больше ничего стоящего он не написал. За эту картину Академия наградила Пукирева званием профессора.

3. Изображали на полотнах  особую  среду  обитания героев картин  – кабаки, ночлежки, бесправный суд, которые подчеркивают их бедственное положение и несут пагубные соблазны.

Как пример, на картине Василия Перова «Последний кабак у заставы». Она  считается вершиной творчества  живописца, шедевром.  На полотне серый пейзаж, зимняя стужа, бесконечная тоска ожидания, холодная безысходность жизни на первом  плане картины, а   сюжет и действующие лица ( женщина, замерзшая и забытая  загулявшими в кабаке путниками)  остаются в тени. Перов  мастерски использует колористику различных оттенков серого, оранжевого и  возможности фактуры, передающей изъезженную санями  дорогу. Художественные  приемы, тщательно отобранные и глубоко продуманные Перовым скрыты, не кричат о себе,  но помогают проникнуть в сердце зрителя и вызвать сочувствие к героям картины.

На картине, где крестьяне, приехавшие в город, пропивают в кабаке деньги, заработанные за день  - художник показывает пагубность пьянства  для самих мужиков и особенно для их семей. А низы злоупотребляли часто. Пили в основном потому, что жизнь была беспросветная – бесконечная работа на износ по 10-12 часов в сутки с единственным выходным днем.  

4т.jpg 

4. Обличение властей – мелких чиновников,   духовенство низших чинов ,помещиков,  забывающих, что и у крестьян  и прислуги есть достоинство и купцов, безбожно обманывающих мастеровых и крестьян.  Никогда не задевали важных фигур, крупных министров или государя. Цензура была строгой, и картины  бы не пропустили. Даже безобидное полотно Перова «Крестный ход на пасхе» было запрещено к публичному показу цензурой, а самому  живописцу советовали быть осторожней, как бы не попасть на Соловки.

5. Изображали бунтарей 

Реагируя на все более накаляющуюся общественную ситуацию  -  народовольческие процессы, цареубийство, «хождение в народ, передвижники, всегда чуткие к социальному, находят новых персонажей «и  -  бунтарей. «Беглый» Савицкого, «Узник», «Осужденный» и «Оправданная» Владимира Маковского, революционный цикл Репина, «Заключенный», «Всюду жизнь» Ярошенко и  т.д.

6. Писали типовые портреты, где главное – не конкретные люди, а их социальная принадлежность.

Это портреты  крестьян, рабочих, студентов, представителей творческой интеллигенции с акцентом на образе человека из народа. Отношение к нему сочувствующее или прославляющее.

7. Писали портреты лучших людей России по заказу Павла Третьякова.

Портрет Достоевского, написанный  Перовым и заказанный Третьяковым. Федор Достоевский, из состоятельного рода, вертопрах, все прокутил, связался с петрашевцами. Приговорили к смерти, потом  заменили на каторгу , позже психическая болезнь. И после всего этого стал гениальным писателем.  И как это показать? Портрет создавался, когда Достоевский писал роман «Бесы.»  

5т.jpg 

Супруга писателя говорила, что Перов уловил… «минуту творчества». Он, как истинный передвижник, любил правду.  Если уж показывать пороки человека, то с беспощадной честностью. Третьяков тоже очень любил правдивость в живописи. Поэтому он выбрал именно Перова, знал, что он напишет правду и только правду.

Работая над портретом, художник  показал внутреннюю духовную жизнь, сосредоточенную в лице, в устремленном  на зрителя взгляде, полном мучительных раздумий.  Достоевский смотрит в себя, без блеска в глазах. Все о чем писал, все вытаскивал из своего сознания.  Он человек – целый мир. Фон и одежда в глухой темной гамме, коричнево-серый колорит. Большую роль в характеристике образа играет жест напряженно сплетенных,  нервных рук Достоевского.  

В Москве перед зданием Российской государственной библиотеки установлен памятник Федору Достоевскому работы скульптора Александра Рукавишникова.  Писатель сидит на скамье, о чем то задумался, его поза неудобна, в выражении лица ощущение безысходности и грусти. Из-за необычной позы москвичи прозвали монумент «памятником  русскому геморрою».

Один из самых ярких представителей передвижничества,  Иван Крамской ( Мастер портрета и жанровой картины). Идейный вдохновитель Товарищества.

Крамской написал портреты многих известных личностей, в том числе и портрет писателя Льва Николаевича Толстого, по заданию Третьякова. В то время, когда Толстой писал Анну Каренину, Крамской приезжает в Ясную Поляну, где писатель ему позирует. Художнику важно окружение в данном случае, как среда, где протекает сам творческий процесс. Есть в облике писателя оттенок мужественной скорби, но скорби «не о потере состояния» , а скорби гражданина, размышляющего о  судьбах своей родины. Толстой сидит глубоко задумавшись. И здесь Крамской прибегает к своему излюбленному методу – фигура Толстого дана в трехчетвертном повороте. Лицо повернуто в фас, причем глаза вскинуты на невидимого собеседника, речь которого он внимательно слушает. Отчетливо видны  умные  и даже  суровые глаза исподлобья. В строгости облика, в проницательном взгляде писателя,   самой цветовой гамме портрета, ощущается внутренняя значимость,  присущая Толстому

6т.jpg 

Особенно много портретов писал Крамской, работал на износ.

Для художников  важнее  было показать умного и думающего человека, глубоко озабоченного происходящем в России, в думах о поиске особого пути  нашего народа.

Тут излишняя красочность только бы вредила цельному образу. Поэтому многие портреты классиков были написаны  нашими передвижниками, причем  по заказу Третьякова.  Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Некрасов, Менделеев, Чайковский, Глинка и многие, многие другие. Но нужно отчетливо представлять,  что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли  тех или иных представителей русской культуры, которых мы сегодня упоминаем  в ряду  «лиц, дорогих нации». Портретная галерея, собранная Третьяковым, современниками воспринималась как общность людей, которых отличают высокие нравственные приоритеты.

Наш гид, Елена Викторовна Михайлова, рассказала еще много о Передвижниках. Про картину Федотова «Сватовство майора», картину Флавицгого «Княжна Тараканова», про портрет Островского работы Перова, и его картины «Охотники на привале» и  «Утопленница», знаменитую картину Саврасова  «Грачи прилетели», о картинах Крамского «Неизвестная»,Неутешное горе», «Христос в пустыне», «Искушение» Шильдера, «Кружевницу»  Тропинина.

Павел Михайлович Третьяков особую заинтересованность проявлял  к творчеству  современных ему мастеров реалистической живописи. Благодаря его усилиям Третьяковская галерея стала обладательницей  лучшего собрания произведений  художников – передвижников. 

В 1892 году Третьяков подарил городу Москве свое обширное собрание, после революции  галерея – музей была национализирована по Постановлению Совета Народных Комиссаров, подписанное Лениным и  была переименована   из  Городской в Государственную Третьяковскую галерею.

Передвижники поразили, удивили и восхитили. Их творчество открылось по - новому. Не так давно были на выставках Репина и Венецианова, восхищались их реализмом каждым по отдельности. Но услышать о деятельности художников в формате объединения – это совсем другое осмысление.

Я очень  ждала рассказ про любимого Сурикова, но у Елены Викторовны была своя программа. Она так увлеклась, что задержалась  с нами на целый  час. Просто мы были очень благодарными слушателями. Тема очень интересная и обширная. Много нового узнали и полюбовались любимыми полотнами.

Мы ушли все одухотворенные и с желанием приходить сюда часто.

Огромная  благодарность за организацию такого прекрасного мероприятия Галине Геннадьевне Мироновой и Наталье Александровне Алпатовой!


Галина Чаликова

7т.jpg   10т.jpg

  8т.jpg   9т.jpg 

11т.jpg   13т.jpg 

12т.jpg   14т.jpg





Возврат к списку