Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Герои живут рядом

17.03.2020

Молодой авиадиспетчер спас город

74423c0102721b93d2d4a2bbab8ed2ac.jpg

Мне очень хочется рассказать вам об уникальном событии полуторагодичной давности, произошедшем 15 ноября 2018 года в аэропорту города Усинска Республики Коми. Сейчас уже можно говорить об этом непростом событии. Но все по порядку.

Авиагавань Усинска принадлежит к числу вполне соответствующих приёму самых современных лайнеров, включая «Боинги» и грузовики «Ил-76 ТД» и другие воздушные суда со взлётной массой до 210 тонн, длина взлётно-посадочной полосы (ВПП) 2501 метр. Вот только не рассчитывалась она на внезапный визит боевых машин, разве что если этого требовали форс-мажорные обстоятельства. А они, эти обстоятельства, свалились на полосу в то ноябрьское утро, как снег на голову.

Вот как комментирует событие президент Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» член Всемирного Фонда безопасности полётов Валерий Георгиевич Шелковников.

- Четыре «МиГ-31» с подвесным боекомплектом вылетели из аэродрома Пермь (Большое Савино) на аэродром Воркута (Советский), выбрав два запасных аэродрома Сыктывкар и Нарьян-Мар, но, подлетая к аэродрому назначения, лётчики обнаружили ухудшение видимости, туман до 200 метров. Экипажи, выполнив несколько неудачных заходов, приняли решение следовать на ближайший гражданский аэродром Усинск, Нарьян-Мар не принимал.

В 8 часов утра диспетчер пункта системы посадки (ДПСП) аэропорта Усинск, двадцатишестилетний Алексей Плитин, готовился к приёму гражданского самолета «Боинг-737» со 100 пассажирами и 5 членами экипажа на борту авиакомпании «ЮТ Эйр». Никакой предварительной информации о том, что в то же самое время четыре «МиГ-31» с минимальным остатком топлива торопятся сюда на вынужденную посадку, ему не поступало.

Как подчеркивает известный авиационный психолог Надежда Якимович, проанализировавшая сложившуюся на земле ситуацию, работа авиадиспетчера по управлению воздушным движением сразу же попала в целый частокол неблагоприятных (стрессогенных) факторов.

Первая неприятность произошла при приземлении ожидаемого «Боинга». Состояние ВПП, покрытой изморозью, при нижайшем коэффициенте сцепления 0,3 не позволило самолету освободить полосу раньше, по одной из рулёжных дорожек, и он остановился в конце ВПП.

И именно в этот момент в диспетчерской послышался взволнованный голос лётчика, первого из подлетающих к аэродрому «МиГов», запрашивающего разрешения на посадку. Естественно, Алексей, как и положено по инструкции, не даёт такого разрешения, так как полоса занята «Боингом». Диспетчер предложил лётчику уйти на второй круг, но в ответ услышал слова: «Сделать это не могу, на такой маневр просто не хватает топлива».

Можно только представить себе состояние молодого, едва перешагнувшего двадцатипятилетие, диспетчера! С одной стороны, правила управления воздушным движением (УВД) запрещают ему разрешить посадку на занятую полосу, он несет за это персональную ответственность. С другой, запрети он посадку – истребитель с боекомплектом может упасть на город, а вокруг много различных хабов (концентраторов) с газом, нефтью, трубопроводов. Времени на обдумывание у Алексея не оставалось, и он, взвесив все за и против, выбирает менее трагичный исход событий, и разрешает все-таки посадку.

Но это было только начало. Посадку запросили ещё три «МиГ-31» все из той же пилотируемой группы. Диспетчер настоятельно рекомендует «Боингу» оперативно освободить полосу и зарулить в ее «карман». Когда первый «МиГ» уже снижался, пассажирский самолет ещё продолжал движение по полосе, поэтому диспетчер особо обращал внимание военного лётчика на это обстоятельство. Посадка была произведена с критически малым остатком топлива на ВПП, покрытую слоем изморози по всей ее длине, да, к тому же, при предельном коэффициенте сцепления 0.3.

Но дальше ведь были ещё запрашивающие посадку остальные истребители! Ситуация сложилась настолько критичная, что руководитель полётов и диспетчер пункта посадки принимают неординарное, не описанное никакими должностными инструкциями решение. Опасаясь, что полная выработка топлива заставит экипажи боевых самолетов покинуть их, и тогда может произойти чрезвычайная ситуация техногенного характера с гибелью людей, они разрешают посадку на занятую «Боингом» полосу.

Кстати, после приземления первого из «МиГов» возникла еще одна проблема – не было никакой возможности убрать с полосы, сброшенный им тормозной парашют, а на подходе были уже следующие три военных самолёта с последними литрами топлива. И каждый из них просил срочной посадки. Диспетчер, пребывая в полнейшем цейтноте, лихорадочно распределял их заходы во времени, опасаясь столкновения машин на полосе, мысль об этом нависала над ним дамокловым мечом. Причем риск возрастал с каждым приземлявшимся истребителем, сбрасывающем перед следующим очередной тормозной парашют. Судя по радиообмену, надо сказать, мужественно вели себя и военные лётчики.

Пять самолетов благополучно сели за какие-то четверть часа – такое вряд ли припомнишь? Между прочим, топлива, как выяснилось, на всех МиГах действительно оставалось так мало, что пришлось заправлять баки прямо на полосе.

Руководство Международного агентства «Безопасность полетов» на днях направило письма министрам обороны и транспорта, а также генпрокурору с настоятельной просьбой вернуться все же к скрупулезному анализу случившегося в Усинске. Также тревожит и невыполнение Постановления правительства «О Единой системе обслуживания воздушного движения» и Указа Президента «О Федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства» в части взаимодействия военных и гражданских органов единых радиолокационных и навигационных полей, никак не решается многолетняя проблема отсутствия связи между ними. Что, кстати, как раз и аукнулось неожиданностью для органов обслуживания воздушного движения Усинска при следовании боевых самолётов к аэродрому.

Заметим, что Алексей Плитин, не будучи осведомленным обо всех специфических особенностях движения военных самолётов в воздухе и на земле, тем не менее, смог так распределить их заходы, чтобы не произошло столкновений на короткой полосе.

Я недавно связался с Сыктывкаром, разговаривал с отцом Алексея – Плитиным Сергеем Фёдоровичем, который 38 лет работает в службе движения аэропорта Сыктывкар, средний сын С.Ф. Плитина также работает в Усинске в службе движения. Династия! Связался и с самим Алексеем Сергеевичем Плитиным, которому уже 27 лет, ныне он работает по специальности в аэропорту Сыктывкара. Он же просил меня указать на то, что он не один «разруливал» эту критическую ситуацию: Руководитель полётов Рогожин Игорь Александрович помогал советами (у него самого уже не было времени «входить» в ситуацию, чтобы взять микрофон); диспетчер МДП Влад Смирнов работал до зоны 40 км., задерживал вертолёты, чтоб не вошли в зону ответственности Плитина, пока не приземлятся «МиГи»; диспетчер ДПСП Антон Лим подсказывал наземным службам не отвлекать Плитина; начальник службы УВД аэропорта Усинска Лукьянов Юрий Геннадьевич после защищал от транспортного прокурора и т.д.

…А в Усинске народ до сих пор не может успокоиться, вспоминая событие почти полуторагодовой давности. Они считают необходимым и заслуженным отметить государственной наградой высокопрофессиональные и мужественные действия Алексея Сергеевича Плитина. Остаётся лишь приветствовать сей порыв городских патриотов, я готов первым поставить свою подпись. Уверен, что меня поддержат соратники по Движению «Русский Лад». Родина действительно должна знать своих героев!

Город Усинск (статус города получен 20 07 1984 г.) – совсем небольшой и по площади, и по числу населяющих его (около 45 тыс. чел.), но славен тем, что здесь трудятся нефтяники и газовики, вносящие весьма заметный вклад в богатство и республики Коми, и всей страны.

В честь начавших осваивать эти земли геологов и нефтяников возле местного филиала Ухтинского университета восемь лет назад был воздвигнут необычный памятник «комару-нефтянику». Монумент призван увековечить мужество добытчиков черного золота, пробиравшихся сквозь непролазную тайгу, болота, кишащие комарами.

А в последнее время здесь всё громче звучат голоса об увековечении события, о котором я Вам рассказал, а помогал мне в этом Журин Анатолий Яковлевич, спецкор общероссийской газеты «Труд».

Коротко о себе. В Республику Коми я приехал по распределению после окончания Кременчугского лётного училища Гражданской авиации 01.04.1967 г. для выполнения полётов на вертолётах в Республике. В 1980 году очно окончил Ордена Ленина Академию Гражданской авиации в Ленинграде. С 1983 года назначен на должность Командира Печорского авиапредприятия и строящийся тогда аэропорт Усинск входил в состав нашего предприятия.


В.Г. САВИН, Начальник Восточно-Сибирского управления Гражданской авиации 1987-1990 гг., Почётный ветеран Москвы, участник Всероссийского созидательного движения «Русский Лад»



Возврат к списку