Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

“Живи и Помни”. Вечер памяти Валентина Распутина в Доме литераторов 26 июня 2017 года.

01.07.2017

«Жизнь — не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть — все  твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится».

В.Распутин “Живи и помни”

26 июня в Доме литераторов прошел литературно-художественный вечер, посвященный 80-летнему юбилею выдающегося русского писателя Валентина Григорьевича Распутина.

Название свое вечер получил от одноименной повести Валентина Григорьевича, когда автор, через поломанные судьбы своих героев, обращается к нам всем - помните о том, что нельзя прожить эту жизнь только своими желаниями, врозь от народной судьбы. Мы все в одной связке и каждый несет ответственность за судьбу страны.

Именно так воспринимал свою жизнь сам Валентин Распутин: писатель был бескомпромиссным защитником сибирской природы и озера Байкал. Но экологию природы он ставил на одну чашу весов с  с экологией души, когда природа неразрывно связана с жизнью народа, его культурой и выступает одним из определяющих факторов формирования души человека. Следовательно, разрушая окружающую действительность, человек разрушает и себя.

“Природа родного края отпечатывается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет. Возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящего за другой берег солнца. Немало в жизни я повидал красот нерукотворных и рукотворных, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел - и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося от неё сознательного и материального чувства Родины. Художником человек становится лишь тогда, когда свои собственные чувства он соединяет с общими, природными и народными, в которые я верю не меньше, чем в совесть и в которых они может быть и проживают”.

Для Распутина - писателя и общественного деятеля, осознание грядущей экологической катастрофы, связанной с развалом страны и растлением душ, было нестерпимо болезненным. Поэтому, превозмогая свою собственную боль после потери любимой дочери Марии в иркутской авиакатастрофе, писатель не замкнулся, не озлобился на несправедливость этого мира, а продолжил работу с фестивалем Дни русской духовности и культуры “Сияние России“. Тебе судьба послала испытание, чтобы ты жил и помнил, и ради памяти светлого человека творил благие дела.

Творчество Валентина Распутина причисляют к “деревенской прозе”. Только вот читая его произведения, наполненные вековой народной мудростью, незамысловатой, но пророчески точной, понимаешь, “деревенщики” - это великие философы.  Автор и ведущая вечера директор бюро пропаганды художественной литературы СП России Алла Панкова проводит свою параллель, начиная от Пушкина и Достоевского, когда писатели славянофильского движения призывали прислушаться к народу, к тому самому периоду, когда “окно в Европу” еще было наглухо закрыто и когда у нас развивались своя философия, своя литература, свое искусство. И вот в 20 веке писателей славянофильского философского направления стали называть “писателями деревенщиками”, которые в свою очередь сгруппировались вокруг своего журнала “Наш современник” и к этому журналу примкнул молодой писатель Валентин Распутин, приехавший из далекой Сибири.

Программа вечера была выстроена таким образом, что сам писатель с экрана, в документальном фильме режиссера А.Горновского, рассказывал истории из своего сибирского детства, о родных местах и о том, как менялась жизнь его окружающая, народный артист России, артист МХАТ им. М.Горького Валентин Клементьев и артистка Московской государственной филармонии Лариса Савченко художественно зачитывали отрывки из произведений писателя, а Алла Васильевна “перелистывала” страницы из его произведений, дополняя кадрами из художественных фильмов.   Например, “Уроки французского”, предыстория: “- Читать я очень любил. Дошло однажды до того, что дед, который подстригал меня, обнаружил в моей голове седой волос (лет одиннадцать мне было). Решили, что всё - схожу с ума от книг. И мне было запрещено читать. Читать и так-то нечего было, а тут и газеты стали убирать. Но к счастью осенью пришел срок ехать в среднюю школу в Усть-Уду и так всякие ограничения были сняты. А волос-то, я думаю, с головы деда на меня в суматохе упал тогда.” И продолжение уже из книги: “В деревне меня считали грамотеем, и все говорили маме, что я должен учиться. Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила меня в райцентре к своей знакомой....”. История из детства, когда все чувства и эмоции были обострены, сложный период в  судьбе страны (голодное послевоенное время) и личная трагедия семьи сформировали характер мальчика из глубинки. Но что стало бы, не встреться на его пути чуткий человек - учительница, увидевшая в упрямом мальчугане личность. Он жил и помнил полученный урок благородства, доброты и великодушия. И всю жизнь переписывался со своей первой учительницей.

Очень ярким произведением стало “Прощание с Матерой”. Все произведения Распутина пронизаны болью, практически в каждом из них перед героями ставится вопрос выбора между совестью и обстоятельством. Но, по накалу страстей, деревенька Матера самая сильная - сюжет, основанный на реальных событиях острова с поселением, который подлежит затоплению из-за строящейся ГЭС, когда сталкиваются неизбежный технический прогресс и вековые традиции простых селян.   “Тот первый мужик, который триста с лишним лeт назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать”. Много испытаний выпало на долю того острова: “Деревня на своем веку повидала всякое. Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо по носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов. От колчаковцев остался в Матере срубленный ими на верхнем краю у голомыски барак, в котором в последние годы по красным летам, когда тепло, жил, как таракан, Богодул. Знала деревня наводнения, когда пол-острова уходило под воду, а над Подмогой - она была положе и ровней - и вовсе крутило жуткие воронки, знала пожары, голод, разбой.

Была в деревне своя церквушка, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и другой протоки; церквушку эту в колхозную пору приспособили под склад. Правда, службу за неимением батюшки она потеряла еще раньше, но крест на возглавии оставался, и старухи по утрам слали ему поклоны”. Конфликт поколений Распутин показывает на образе старухи Дарьи (хранительницы традиций острова, которая до самого конца остается с родной Матерой: горько сетует на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь) и ее внука Андрея, человека новой эпохи. Ни в коей мере не осуждая прогресс, Распутин однако всю жизнь задавался вопросом - а стоят ли будущие блага будущих поколений невероятных страданий и полного разрушения жизни одного человека, одной семьи, одной деревни сегодня?! Живи в любом времени, в любых обстоятельствах, но помни корни свои, своего рода, своего племени.

По мотивам произведения талантливый режиссер Лариса Шепитько сняла фильм, в рабочем варианте “Матера”, ставший трагическим для нее - Лариса погибла на съемках этого фильма, доснимал уже муж, режиссер Элем Климов, назвавший фильм “Прощание”. Сохранились воспоминания Ларисы Шепитько о повести Распутина:”Я все время думала и ждала, когда я прочту что-то такое, что окажется мною. Все, что я читала до этого, казалось связано со мною, но лишь по касательной. И вдруг мне встретилась вещь - повесть Распутина. и я увидела, не сочтите за нахальство, что несколько глав из этой повести могла бы написать я. Вот если бы мне Бог дал талант писателя, я писала бы именно так. Я даже вздрагивала от узнавания, что-то во мне дремало, что-то ждало своего и вот дождалось. Это будет фильм не о прощании с прошлым, потому что я не хочу с ним прощаться. Это будет фильм о сохранении этого прошлого, как духовной потребности, как части нашей сегодняшней и будущей жизни. Наивно предполагать, что без прошлого можно мечтать о гармоничной и счастливой жизни нового поколения”.  И как же это видение жизни режиссера перекликалось с убеждениями автора. Валентин Григорьевич, пообщавшись с Шепитько, говорил:”Она удивительно глубоко мыслит - она продолжила как бы мои представления о сути человеческой жизни. Она пошла еще дальше меня. Более того, она думает, как когда-то думал и Блок, что каждое поколение имеет свою особую задачу и должно играть свою особую роль, и оно обладает всем необходимым, для того, чтобы народ двигался вперед”.

Артисты МХАТ им.Горького В.Клементьев и П.Федотова сыграли отрывок из спектакля, поставленного на сцене театра по одноименной повести В.Распутина “Деньги для Марии” - трогательная история драматических событий одной простой семьи, оказавшейся в сложной ситуации из-за недостачи в кассе сельского магазина. В этом произведении автора беспокоят вопросы: насколько трогает окружающих чужая беда и каково оно - жить среди людей? Могут ли односельчане позволить погибнуть из-за денег человеку, матери троих детей? От равнодушия людей, вчера еще бывших добрыми знакомыми, Мария страдает больше, чем от обнаруженной недостачи. Ее вера в людей гаснет. Но есть муж Кузьма, который проявляет всю силу мужского характера и доказывает жене: любовь она не на словах, она на деле проявляется. Критик И.Дедков писал: «Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие б ни случились обстоятельства, хотя и можно». И именно с этой повести Распутин начал свой путь как самобытный писатель. Все его творческое наследие - рассказы и повести, публицистические произведения, это размышления писателя о жизни, в которых собраны разные истории, разные судьбы и характеры, герои различных социальных слоев и возрастов, но всех их объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее и внимательнее к другим.

Колоритным переходом между темами на вечере стало выступление уникального ансамбля древнерусской музыки и народной импровизации «Русичи»: Виталия Галицкого, Валентина Жигалина и Андрея Сенина, давних друзей Распутина и участников фестиваля “Сияние России”.

В программе приняли участие солистка театра Новая опера им. Е.Колобова Елизавета Соина, лауреат международных конкурсов и приглашённый солист Большого театра России Николай Ефремов.

Елена Шевченко


Возврат к списку