Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Как пшеница спасла храм

30.09.2016

Храму Казанской иконы Божией Матери в поселке Тельма, Иркутской области в этом году исполняется ровно 200 лет. Возводился он на деньги тельминских купцов и был освящен в 1816 году, в честь победы в Отечественной войне над французами.

Строили храм итальянские архитекторы, а ссыльный мастер Климов установил на колокольне уникальный часовой механизм. Каждый час часы исполняли различные мелодии, а у парапета двигались алебастровые ангелы. Как считают специалисты, Тельминская церковь – один из красивейших и наиболее интересных памятников церковной архитектуры XIX века на территории Иркутской области. Единственная, сохранившая свой первозданный вид. Это настоящая жемчужина не только Усольского района, но и всей Иркутской области. Он по-прежнему восхищает ясностью форм и удивляет архитектурным совершенством. А как удачно наши предки выбирали место для церкви -  на берегу небольшой запруды, образованной водами речки Тельма. Церковь возвышается над всем поселком и видна со всех сторон при подъезде к Тельме.

А ведь вполне  могла разделить печальную судьбу десятков тысяч храмов и монастырей  ушедших в небытие в рамках антирелигиозной  кампании по массовому уничтожению объектов религиозного культа после революции. Но не случилось, что настоятель Храма Отец Сергий считает  настоящим чудом.

- Здесь я служу с 2004 года, - говорит он, - но могу сказать: вся моя жизнь связана с этим храмом. Я крестился в нем, сестра, племянник – все родственники крестились, мои родители здесь венчались. Окончив духовную семинарию в Сергиевом Посаде, сначала я служил в Шелеховском храме, потом три года - в Иркутске, затем клириком в Ангарске. Отправил меня сюда на службу  владыка. Так вот волей божьей оказался я в этом храме.

Отец Сергий увлекается и неспешно ведет свой рассказ.

- Храм уникален не только  в своей красоте и благолепии, но и удивительной историей.  Судите сами: в 1813 году был молебен по закладке камня в котлован фундамента - раньше это было принято. Прошло всего три года, и в 1816 году уже освятили готовую церковь - 47 метров высота колокольни,54 метра - верхняя часть креста. А ведь не было никакой техники, не говоря уже о кранах – все делалось ссыльными, приписанными к местной суконной фабрике, вручную. Но возведен уникальнейший храм, о котором и поныне люди слагают легенды. Поражает архитектура, рожденная фантазией приглашенных  итальянских мастеров.

В год 200-летия, по рассказу отца Сергия, стали поднимать архивные документы. Выяснили, что сам поселок Тельма ведет свой отсчет с 1660 года, хотя жили здесь поселенцы и раньше. Просто в те времена статус селению или городу не присваивался до тех пор, пока в нем не построят церковь. И только тогда его наносили на карту. Надо сказать,  Тельма издавна считалась зажиточным населенным пунктом Усольского района. Здесь работали стекольный  и винокуренный завод, суконная фабрика,  кстати, действовавшая до середины сороковых годов прошлого столетия.  Более 200 лет назад она снабжала  Русскую армию одеждой, в Отечественную войну  одевала войска Сибирского гарнизона. Здесь умельцы изготавливали вату, ковры, свечи, мыло, клей, церковную утварь, посуду. Тельминская посуда не уступала по качеству  ни английской, ни отечественной – самому петербургскому императорскому стекольному заводу. Легендарный мореплаватель  Витус Беринг определил в Тельме место для железоделательного завода, оснащающего суда.

Но самое удивительное ждало начавшего здесь  службу отца Сергия, когда стали  снимать штукатурный  слой внутри храма. Под ним обнаружили редкий по качеству строительный материал. Выяснилось, что в Тельме на кирпичном заводе изготавливали 15 видов кирпича: и с полочкой, и закругленный,  и прямоугольный, и вытянутый. Поражал и лепной декор, и гипсовый капитель.

- А как мастерски соленые  огурцы здесь готовили! - вдруг оживляется отец Сергий. - В Тельме  были искусственные пруды,  в которых не только разводили рыбу, но и солили огурцы. Их закладывали в бочки и утапливали на самое дно. Зимой их доставали и везли в Усолье. Люди там, как только узнавали, что прибыли подводы с  Тельменскими огурцами, тут же выстраивались в очередь. Огурцы потрясающе хрустели и особенно пользовались спросом, рассказывают старожилы, начиная  с царских времен и до двадцатых - тридцатых годов. Тельма всегда славна была работящими людьми, которых сегодня практически не осталось,  Люди отсюда едут на работу в Ангарск, Иркутск, молодежь подалась в крупные города. К сожалению, традиции утрачены.

Но вернемся к истории храма. Сохранился он чудеснейшим образом. Конечно, после революции он у новых властей был как бельмо в глазу.  И его было приказано уничтожить. Закрывать пытались еще с 1928 года. В церковных архивах есть, правда,  упоминание о том, что уполномоченный по делам религии предупреждал власти: закрытие Храма может привести к народному бунту. Ведь  в поселке не было семьи, которая бы не посещала богослужение. До поры-до времени власти вроде успокоились. В 1930 году сюда даже  был сослан протоирей Николай Успенский, который прославился тем, что еще в 1924 году заступился за мощи Святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого епископа Иркутского, когда их изымали в Иркутске. Арестовали его, когда он собирал подписи в защиту мощей. Семь лет он прослужил настоятелем в Тельменском храме, но в 37-м  году его, 78-летнего старика, все же арестовали и расстреляли. Только после этого храм перестал служить верующим, и руководство сельсовета распорядилась сжечь все иконы. Трое рабочих, которые, к счастью, оказались верующими, сделали по-своему. Вынеся из церкви лавки, они их подожгли, а иконы сложили в алтарь и заколотили его досками. А тут подоспела необходимость у властей где-то сложить зерно урожая и, естественно, лучше и суше здания, стоящего на пригорке, для этого не нашлось. С хоров пшеницей засыпали храм почти по самый купол. Едва закончили работу, к церкви подъехал грузовик, наполненный  взрывчаткой. Прибывшие на нем сообщили, что им приказано взорвать храм. А как взрывать, если там под потолок зерно. Так и уехали ни с чем. А храм чудесным образом сохранился. Похоже, взрывчатку использовали для взрыва часовни Александра Невского, которая теперь  восстанавливается.

-  С 1943 года, рассказывают, по негласному указанию Сталина, - продолжил отец Сергий, - службы в  сохраненных, в том числе и в нашем, храмах возобновились. Спрятанные иконы нашли и вернули на прежнее место.

Между прочим,  жители поселка Тельма из поколения в поколение передают легенду о том, что когда из церкви выносили все иконы, чтобы передать их в государственный фонд, икону Богоматери «Всех скорбящих радость» от иконостаса оторвать не удалось. Пришлось, прикрыв ее тканью, спрятать в церкви. А потому и считается, что храм сохранился благодаря чудодейственным силам этой иконы.

- Это правда, что Храм Казанской божьей матери считается самым красивым в Иркутской области? - задаю я вопрос отцу Сергию.

Он ненадолго задумывается.

 - Правда, что есть у него и благолепие, и красота, но каждый храм красив по-своему. Ведь все они освящены благодатью духа святаго. Просто люди всегда любили храмы, благоговейно относились к дому божьему. Относились с трепетом, с любовью. А как выбирали для них место! Не строили,  где попало, а искали самое подходящее, самое лучшее. Брали самый лучший материал. К примеру,  когда я служил в Шелехове, одна старушка, поделилась не менее чудесной историей храма. Сама она, родившаяся еще в начале прошлого века, приехала из деревни Баян, что в Читинской области.  Располагалась деревня на самой границе с Монголией. Так вот, вспоминала она, что вся деревня и округа  три года, пока возводили в деревне храм, не ели яйца. Свозили к строящейся церкви.  Строители в замес на каждый кирпич клали по два яйца. Построили там церковь на загляденье.  Живописную картину дополнял и цветущий по весне благоухающий чабрец. После революции новые власти, решив разрушить церковь, прикатили туда пушку, но не поддались ее огню стены. Я сам вспомнил об этой старушке потому, что у людей  испокон веку было такое трепетное отношение к храму, что даже снаряды не брали его. Была святая  людская забота о том, чтобы он сохранился на века.

 - Человек должен быть в постоянном общении с богом, - завершает свой удивительный рассказ отец Сергий. – Но для этого  вековые традиции не должны прерываться.  Иначе… Есть такая притча: был некто, который вставал очень рано. И шел к морю, чтоб насладиться его красотой, его величием, могуществом,  и прославлял творца. Молился, видя это благолепие. Понимал, что все от Господа и прославлял его. Сын этого человека тоже вставал рано, приходил к морю, но, восхищаясь им, уже не молился Богу. Сын уже этого сына тоже вставал рано, приходил к морю, но уже не понимал, зачем это делает.  Мораль: нельзя рвать нить, которая нас связывает с предками, которая  не дает забыть о том, почему человек пришел к богу…

Анатолий ЖУРИН

    DSC07424.JPG


Возврат к списку