Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Экологический кризис прибрежной зоны. Тезисы Верищагинской конференции

20.06.2017

Таким образом, можно сделать вывод о смене доминирующего вида пер¬вого растительного пояса открытого Байкала, происходящей поздней осе¬нью, как минимум в пределах целой бухты в период 2011—2013 гг. Массо¬вые находки стигеоклониума в пробах из урезовой зоны зал. Лиственнично¬го, а также его значительное количество в летне-осенних сборах 2013 г. в урезовой зоне западного побережья Малого Моря и северной оконечности Байкала (участок между городами Северобайкальском и Нижнеангарском) значительно расширяют масштабы этого нового для Байкала явления.

Подводная фотосъемка и микрофотографии донных водорослей.jpg

2. Подводная фотосъемка и микрофотографии донных водорослей: а — массовое развитие спирогиры на каменистом субстрате в бух. Большие Коты, ноябрь 2012 г., глубина 1,0—1,5 м; бе — примеры мик¬рофотографий с разным относительным обилием водорослей на препаратах: б — нитчатые водоросли рода Spirogyrac — смешанные обрастания: 1 — Ulothrixzonata; 2 — Spirogyra sp.; 3—Fragilaria sp.
Что же вызвало сложившуюся ситуацию в Байкале? Один из вариантов ответа в отношении стигеоклониума может быть весьма прост: маловероят¬но, но возможно, что предыдущими исследованиями не охватывался позд¬не-осенний период. Также не исключено, что эти водоросли просто прини¬мались за улотрикс — ведь без микроскопического исследования оба типа обрастания практически неразличимы.
Возможные причины массового развития несвойственных для озера ви¬дов легче всего свести к антропогенному фактору. Авторы [7], наблюдавшие такое явление в районе пос. Листвянка (зал. Лиственничный), связали его с возрастанием биогенной нагрузки на прибрежную зону в результате увели¬чения потока туристов. Но, как следует из гидрохимических исследований, ни в районе м. Березового, ни в бух. Большие Коты не отмечено значитель¬ных изменений в биогенной нагрузке по сравнению с таковой в 1950-е и 1960-е годы, служащие фоновыми для дальнейших исследований [4, 13].

2. Концентрация химических компонентов в прибрежной воде (1 м от берега) зал. Лиственничного и бух. Большие Коты

таблица 2.jpg

Примечание. ПО — перманганатная окисляемость; х — исследования не проводили; * от¬бор придонных проб воды шприцами вблизи камней с обрастаниями.

Было показано, что содержание фосфатного фосфора в прибрежных водах озера и в 100 м от уреза было невысоким — 1—6 мкг/дм3 [13] и только в воде зал. Лиственничного оно возрастало до 10,5 мкг P/дм3
Наше исследование химии воды показало, что концентрация минераль¬ного фосфора в прибрежной воде в бух. Большие Коты в летние месяцы снижалась до нулевых значений, а осенью достигала максимальных — 11 мкг P/дм3 (табл. 2).
В прибрежной воде зал. Лиственничного концентрация фосфатов летом не опускалась ниже 2 мкг P/дм3, а осенью не превышала 10 мкг P/дм3, со¬держание минерального азота было в 2—8 раза выше, чем в бухте. В первом случае 70—95% суммарного количества составлял нитратный азот, во вто¬ром эта форма преобладала только в летние месяцы. В начале июня и сен¬тябре — ноябре в прибрежной воде бух. Большие Коты доля аммонийного увеличивалась до 60% общего содержания минерального азота. Содержание органических веществ в прибрежной воде заливов в летне-осенний период не превышало 2 мг О/дм3 (по ПО). Однако осенью, при отмирании и разло¬жении макроводорослей, в придонной воде (пробы, отобранные шприцами) этот показатель возрастал до 4,6 мг О/дм3, а содержание минерального азо¬та — до 0,62 мг N/дм3.

У западного берега от бух. Песчаной до зал. Лиственничного существуют области с устойчивыми течениями. Подо льдом скорость достигает 9—10 см/сек, в период открытой воды она на порядок выше [2], то есть пре¬вышает оптимальные (от 12 до 15 см/сек) для успешного роста водорослей. Тем не менее в Южном Байкале отмечена интенсивная вегетация S. fluviati- lis. В заливах влияние циклонических течений выражено слабее, спирогиры развиваются в прибрежной полосе шириной 20—30 м.
На современном этапе оценить причины ситуации, сложившейся в лито¬рали озера Байкал, и дать прогноз непросто. Можно предположить две основные причины массового развития чужеродных для озера нитчатых во¬дорослей. Во-первых, это может быть следствием естественной циклично¬сти в их развитии под воздействием глобальных факторов, например клима¬тических. Во-вторых, массовое развитие спирогиры зачастую приурочено к местам повышенной концентрации биогенных элементов, обусловленной, в частности, сбросом недостаточно очищенных сточных вод [20, 22]. Населен¬ные пункты, располагающиеся в прибрежной зоне оз. Байкал, как правило, не имеют централизованной системы очистки бытовых сточных вод. Коли¬чество частных гостиниц и туристов за последние годы выросло в несколько раз. Грунты надводной и заплесковой зон являются своеобразным буфером, фильтром, защищающим чистоту озер, однако их фильтрационная способ¬ность явно ограничена. В зал. Лиственничном предел этой способности, по-видимому, уже превышен. По нашим данным, в поровых водах зоны за- плеска, а также в пробах придонной воды на мелководье бух. Большие Коты и зал. Лиственничного в летний период 2010—2013 гг. регулярно обнаружи¬вались следы фекального загрязнения, обусловленного прежде всего пас¬сивной фильтрацией сточных вод прибрежных поселков. Например, в нояб¬ре 2012 г. количество термотолерантных колиформных бактерий (ТКБ) и эн¬терококков в пос. Листвянка, в лунке, выкопанной на пляже, было очень вы¬соким (соответственно 15 000 и 3700 КОЕ/100 мл). Значительное количество общих колиформных бактерий, ТКБ и энтерококков в это же время было обнаружено и в пробах придонной воды, взятых шприцами: соответственно 210, 80 и 66 КОЕ/100 мл.


Страницы:


Возврат к списку