Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Теперь мы точно знаем, что Амур вытекает из Байкала...

31.10.2016

Артисты иркутского ТЮЗа имени А. Вампилова недавно вернулись с гастролей из Хабаровска, а вернувшись, открыли 89-й театральный сезон. О впечатлениях от поездки, о том, какие спектакли были представлены хабаровской публике, о необычном открытии сезона в Иркутске рассказывает директор и режиссер театра, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев.

=тюз2.jpg

Перекресток семи дорог

— В Хабаровске мы не были 40 лет, с далекого 1976 года. Так складывались гастрольные маршруты, то не доезжали, то переезжали, то рядом выступали… Несколько раз были во  Владивостоке, Улан-Удэ, но вот Хабаровск оставался в стороне.  И вот  в связи с тем, что возник такой замечательный   национальный  культурно-просветительский проект «Путь святителя Иннокентия», посвященный 220-летию со дня  рождения святителя Иннокентия Вениаминова, митрополита Московского и Коломенского, апостола Аляски, просветителя Америки и Сибири, и 40-летию  его канонизации, наш театр принял участие в проекте. Мы планируем посетить со спектаклем «Иннокентий» по пьесе Валерия Хайрюзова  ряд регионов, в том числе и Хабаровский край.

Вначале у нас был план поехать и  охватить еще Амурскую область, включая Благовещенск, но в связи с тем, что гастроли в два города, это серьезное удорожание по смете, мы решили сосредоточиться только на Хабаровске. И не ошиблись, хотя  для Благовещенска имя святителя Иннокентия тоже дорого и уважаемо. Там ему воздвигнут памятник, и сам город назван по его благословению. Но Хабаровск все же географически находится на перекрестке всех путей, и именно по этому пути вниз по течению Амура генерал-губернатор Муравьев-Амурский совершил свой исторический сплав, что в результате привело к заключению договора с Китаем, и левый берег великой реки навсегда отошел к России.  А святитель Иннокентий  неоднократно следовал из Иркутска до устья Амура в Николаевск, где, кстати, долгое время служил священником его сын Гавриил.

В Хабаровске есть много примет времени, о которых идет речь в нашем спектакле: стоит памятник Муравьеву-Амурскому, есть  Набережная адмирала Невельского, храм святителя Иннокентия. Хабаровская земля чтит память известных людей, помнит о них и подтверждает это делами. Кстати, мы даже играли спектакли в театре, стоящем на улице Муравьева-Амурского. И конечно, для хабаровчан эти имена, звучащие со сцены, не абстрактны, а имеют прямое отношение к ним, к их городу, к их истории.

Когда на подмостки выходил Николай Кабаков, играющий Муравьева-Амурского, сразу раздавались аплодисменты, также звучали овации  в адрес артиста Вячеслава Степанова, исполняющего роль  Иннокентия. В этом была, я думаю,  благодарность зрителей за то, что исторические фигуры, имевшие отношение к их краю, вдруг предстали перед ними в живом плане в нашей постановке. Надо сказать, что таких оваций мы не слышали давно. У нас в Иркутске спектакль принимают очень  хорошо, но в Хабаровске было что-то особенное.

Вообще город  встретил нас приветливо, хорошей погодой, улыбчивыми людьми на улицах. Все еще цвело, повсюду работало множество фонтанов. Я заметил, что многое реставрируется, подновляется, ремонтируется. Нас удивило множество высоких храмов и соборов, красота города, ухоженность газонов и чистота широких улиц, больших площадей и проспектов. Во всем есть какой-то столичный размах.

На одном дыхании

— А как долго вы в Хабаровске были, с чем туда приехали?

— За восемь дней мы сыграли 15 спектаклей. Работали в здании Хабаровского театра драмы. Нас там приняли хорошо, помогали в техническом оснащении, проведении спектаклей, распространении билетов, как настоящие коллеги. На всех спектаклях были заполненные залы, публика живо откликалась на весь наш репертуар: «Иннокентий», «Алые паруса», «Укрощение строптивой», «Бременские музыканты», «Королевство кривых зеркал», «Денискины рассказы». Спектакли пользовались успехом, прошли на подъеме, потому что гастроли — это всегда новое дыхание, новая для актеров обстановка, пространство и атмосфера, которые обновляют душу артиста, а они люди впечатлительные, и это новое дает импульс в  работе. Поэтому гастроли — это всегда праздник и радость. 

Мы привезли много  благодарностей и отзывов, в которых нас просили приезжать еще. Кстати, в спектакле «Иннокентий» принимали участие студенты и преподаватели Хабаровского института культуры. За несколько репетиций ребята освоили вокал, хореографию, мизансцены и отлично показали себя в массовых сценах.

Очень хорошо откликнулась православная епархия, на спектакле  «Иннокентий» присутствовало много духовенства, был  митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир. Спектакль ему  понравился. Посмотрев его, он вышел на сцену, произнес в адрес театра большую проникновенную речь и вручил театру благодарственное письмо со знаком признательности и уважения.

тюз3.jpg

«Спектакль произвел очень сильное впечатление, — сказал митрополит. — Порадовали исторической достоверностью и высокой культурой исполнения актеры, интересно выполнены декорации, костюмы, музыка. Четко прослеживается духовная и патриотическая направленность постановки, пробуждающая в зрителях уважение к истории страны, к народам, населяющим обширные просторы Сибири и Дальнего Востока, призывающая к духовному объединению. Хочется, чтобы эту пьесу посмотрели как можно больше жителей других городов, спектакль полезен разной публике, в первую очередь молодежи».

О том же самом говорил и председатель краевой организации «Боевое братство», объединяющее ветеранов афганской, чеченской войн, всех тех, кто прошел горячие точки, Евгений Смышников.  Когда мы прощались с публикой, то я со сцены, совершенно покоренный горячим приемом, сказал в шутку: «Ну, теперь мы точно знаем, что Амур вытекает из Байкала». Зрители одобрительно зааплодировали.

На всех наших спектаклях, как обычно, побывали  многодетные семьи и дети, оставшиеся без попечения родителей. Мы никогда не отказываемся их принимать и рады, что они смогли посмотреть наш репертуар.

Надо отдать должное нашей технической части театральных работников, которые действовали слаженно, четко, несмотря на новые параметры сцены, на другую аппаратуру. Сбоев и накладок не было. Про актеров и говорить нечего. Я уже сказал, что все были собранны и работали с большой самоотдачей.

Осенний кружится лист…

— Кстати, Виктор Степанович, а ведь у вас лично в Хабаровске состоялась премьера в «Иннокентии», вам срочно пришлось ввестись на роль  тунгусского вождя Тырынтына.

— Да, с нами не смог поехать из-за болезни наш артист Олег Тупица, и я играл эту роль. Учил роль в поезде, по приезде репетировал, искал характерность. На сцену я давно не выходил, но, кажется ничего не испортил. Очень надеюсь, что Олег Иванович скоро поправится и продолжит играть все свои роли.

— Конечно, пожелаем ему здоровья. И если переходить к открытию 89-го театрального сезона, то на заряде бодрости, полученном на гастролях, актеры приступили к «Осеннему балу», или «баттлу», как назвали его на современном сленге, которым театр открылся 7 октября.

— То, что мы хотели открыться каким-то необычным действом, придумали давно, после замечательно удавшейся «Ночи в ТЮЗе». Сценарием занимались и до гастролей, и когда ехали в поезде, и когда вернулись, ведь оставалось три дня до намеченного открытия, чтобы все придуманное претворить и выстроить в стройную композицию. В последний момент нафантазировали, что к театру будет подъезжать карета и из нее выйдут  костюмированные актеры! Самое интересное, что все это случилось! На каждом шагу, только войдя в театр, зрителей уже встречало что-то необычное и интересное. Сначала Арлекины и Коломбины, затем у гардероба их встречал фотограф и предлагал запечатлеть себя на фоне баннера с осенним логотипом «Я люблю ТЮЗ», затем они попадали в руки церемониймейстера, который громко  объявлял имя  каждого входящего и при этом ударял в пол  жезлом.

Дамам вручался веер, потому что они попадали в атмосферу XIX века, где предлагалось «Чаепитие в Мытищах» за самоваром,  рисование шаржей, пожелания в альбом, чтение стихов, разучивание старинных танцев, расписывание театральных масок, сочинение буриме. Но кто-то мог пойти в другой зал, где он оказывался в веке двадцать первом с соответствующей современной атрибутикой.

Ажиотаж вызвал терминал, где зрители могли сделать селфи и тут же его отправить на нашу страницу ВКонтакте, выложить  пожелание, записавшись в друзья, то есть работать в режиме онлайн. Молодежь это оценила. Кроме этого, иркутские поэты Антон Кокин и Светлана Михеева читали свои стихи, работал наш импровизированный бар, зрители могли научиться рисовать картины на песке или заняться валянием игрушек из шерсти. А после начиналась танцевальная программа, где можно было поучиться полонезу, затем наступала очередь современного энергичного танца в исполнении студентов театрального училища, снова исполнялся старинный бальный танец XIX века Па-де-грас,  который сменялся современным танцем, потом дискотекой, в которую включались все зрители, и завершал танцевальный конкурс-баттл объединяющий вальс на музыку Георгия Свиридова, во время которого с балкона падали и плавно кружили в полете осенние листья. На этом заканчивалась первая часть, и зрители из фойе расходились по трем сценам.

тюз.jpg

У подножия сезона

— К нашему «Осеннему балу» мы приурочили две премьеры: сыграли пьесу Олега Малышева «В контакте» в его же постановке, которой мы открыли обновленную после реконструкции Малую сцену, и возобновили спектакль «Граф Нулин» Пушкина в поэтическом клубе «Элегия». На большой сцене в это время шел водевиль Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца», где  по сюжету речь тоже идет о танцах и предстоящем бале. После окончания спектаклей публика, выпив чаю или кофе, вновь погружалась в интересную программу концерта-капустника, сопровождаемого живым оркестром.

В финале звучала заключительная песня, которую публика, получив заранее текст на осеннем листочке, исполняла вместе с актерами. Словом, артисты показали все свои таланты, выплеснув энергетику и эмоции на зрителя, которые уходили довольные, радостные, переполненные впечатлениями, с хорошим настроением и улыбались. А не это ли самое важное, ради чего они приходят в театр. Так что 89-й сезон по всем параметрам и приметам обещает быть запоминающимся, насыщенным, полным новых премьер и событий, ведь ему был дан такой бодрый и позитивный старт.

Беседовала Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива Иркутского областного 
театра юного зрителя имени А. Вампилова.

На фото: Сцена из спектакля «Иннокентий».
Актеры Татьяна Чадина, Вячеслав Степанов.
Режиссер Виктор Токарев в роли тунгусского вождя;

Актеры Павел Польскис и Эльвира Рагимова 

в сцене из премьерного спектакля «В контакте»;

Мы любим ТЮЗ!


Возврат к списку