Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Стовбур Николай Николаевич

01.02.2019 Спускаясь в метро, многие из пассажиров даже не задумываются о том, насколько важно обеспечить безопасное пребывание людей на станциях, переходах, вагонах метрополитена. И эта безопасность складывается из многих факторов, в числе которых физические, химические и биологические воздействия, уровни которых контролируются специалистами в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Об этом и многом другом рассказал кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, полковник медицинской службы в отставке, государственный советник Российской Федерации 3 класса Николай Николаевич Стовбур.


Справочная информация.
Стовбур Николай Николаевич, государственный советник Российской Федерации 3 класса, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, полковник медицинской службы в отставке
В 1972 году окончил санитарно-гигиенический факультет Иркутского Государственного медицинского института.
С 1974 по 1983 гг. - санитарный врач токсикологической лаборатории Московской городской СЭС, с 1983 по 1984 гг. - врач-лаборант Республиканской СЭС, с 1984 по 2005 гг. - военная служба в должностях начальника лаборатории, главного санитарного врача, главного государственного санитарного врача Главного Управления Специальных Программ Президента РФ (заместителя главного государственного врача РФ), с 2005 по 2007 - заведующий отделом филиала ФБУЗ ЦГиЭМ в г. Москве на метрополитене, а с 2007 по 2013 главный врач филиала.
В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Актуальные вопросы теории и практики гигиенического нормирования промышленных канцерогенов (на примере винилхлорида)» Является автором более 12. публикаций в научно-практических журналах.
Принимал участие в разработке и издании нормативно-правовых актов по вопросам организации и проведения медицинского контроля за специальными сооружениями МО РФ, санитарных правил эксплуатации метрополитенов. Соавтор монографии «История становления и развития медико-санитарной службы на железнодорожном транспорте России» (раздел медико-санитарное обеспечение деятельности метрополитенов). В настоящее время военный пенсионер.

Николай Николаевич, что после окончания иркутской средней школы подвигло Вас выбрать профессию санитарного врача?
В детстве я мечтал о карьере лечебного доктора, хотя в семье медицинских работников не было. Определить дальнейший путь мне помогла мама. Она имела инженерное образование и долгие годы трудилась в санитарно-эпидемиологической службе Иркутской области в должности инженера по вентиляции. Однажды во времена ввода в строй Шелеховского алюминиевого комбината мама, как член приёмочной комиссии, отказалась ставить подпись в акте приёмки цеха завода из-за выявленных комиссией недоделок. На неё и других членов комиссии оказывали административное давление вплоть до бесед с руководством обкома КПСС, но она оставалась непреклонной. Эта история долго обсуждалась в семье. Через короткое время в этом цехе обрушилась кровля. Искали виновных и ставили в пример маму за её принципиальность. Эта история заставила меня более глубоко взглянуть на значимость санитарной службы и её деятельность. Я часто бывал у мамы на работе, она просила своих коллег, и меня знакомили с деятельностью СЭС в том числе и лабораторной. Вот такая незамысловатая история.
Расскажите, пожалуйста, о своей учебе в институте, о Ваших учителях, о наиболее ярких моментах студенческой жизни.
Годы учёбы – прекрасные годы. В 2001 году в Москве проходил IХ Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей. На нём впервые за 29 лет произошла встреча выпускников нашего института.  Это были люди с успешно сложившейся служебной карьерой, и в этом огромная заслуга нашего родного факультета и его прекрасного педагогического коллектива во главе с деканом - доцентом, заведующей кафедрой эпидемиологии Анной Филипповной Секулович. Это была удивительная женщина! Вообще Иркутский государственный медицинский институт давал очень глубокие знания по всем предметам. У нас преподавали такие медицинские светила как профессор Ходос Хаим-бер Гершонович, по учебнику которого «Нервные болезни» учили все студенты-медики в СССР; профессор - инфекционист Феоктистов Григорий Иванович, лечивший руководство Монгольской республики; выдающийся гигиенист, профессор Яков Михайлович Грушко - специалист по гигиене воды и водоснабжению населенных пунктов. Его работа по нормированию вредных веществ в окружающей среде нашла важное применение не только в практике здравоохранения, но и в разработке экологической безопасности населения Иркутской области. Заведующий кафедрой гигиены питания профессор Болотов Михаил Петрович был великолепным лектором и специалистом своего дела, как и многие другие преподаватели ИГМИ.
Из наиболее ярких моментов студенческой жизни никогда не забудутся КВНы, проводимые в институте. Какой азарт был у всех, как переживала Анна Филипповна за команду, и какой восторг был у нас после победы над командой лечебного факультета! Теплые воспоминания сохранились и о работе в студенческом строительном отряде на Братскгэсстрое. В составе сводного отряда студенты нашего института и Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы участвовали в завершающем этапе ввода в эксплуатацию Братской ГЭС. Это были незабываемые два месяца: днём работа с достаточной физической нагрузкой, а вечером - песни у костра, романтика...
На шестом курсе, перед самым окончанием института, когда на носу были выпускные экзамены, меня включили в состав агитбригады, которая должна была направиться на участок строительства Байкало-амурской магистрали. Агитбригада была создана под руководством и при непосредственном участии Обкома ВЛКСМ Иркутской области. Когда я решил отказаться от участия, сославшись на подготовку к экзаменам, меня вызвал заместитель декана Владимир Игнатьевич Лебедев и со словами «как это понимать?» показал телеграмму от руководства Агитационного поезда с требованием немедленно догнать состав и прибыть на станцию Нижнеудинск, что я и выполнил к следующему дню. И это был для меня жизненный урок о том, что личное не должно стоять над общественным.
Вообще выпуски факультета 1972-1974 годов принесли в здравоохранение такие значимые имена как эпидемиолог Евгений Савилов, гигиенист Леонид Денисов, инфекционист Вильдан Фазылов, гигиенист Виктор Руковишников, фтизиатр Владимир Мишин, гигиенист Лиза Лемешевская.
Ваша профессиональная деятельность на протяжении ряда лет была связана с предотвращением воздействия вредных химических веществ на здоровье населения г. Москвы. С какими основными загрязнителями атмосферного воздуха, водных объектов, почвы приходилось работать? Какие шаги были предприняты в части снижения негативных последствий?
В 1974 году я пришёл на работу в лабораторию токсикологии. Лаборатория токсикологии была создана в Москве в период интенсивного развития химизации всей страны. В Москве тогда находилось большинство научных и проектных организаций химического профиля, имеющих действующие производственные мощности. Так как количество синтезируемых химических веществ прогрессивно нарастало, возрастала потребность в их токсиколого-гигиеническом изучении. Именно в тот период наиболее востребованной областью гигиенической науки стала профилактическая токсикология, обеспечивающая изучение токсических свойств новых химических веществ и обоснование мер по их безопасному производству и применению. Для решения этих задач по инициативе заведующего отделом промышленной гигиены СЭС г. Москвы Альберта Вениаминовича Цессарского и при поддержке главного врача Московской городской санэпидстанции Михаила Семёновича Соколовского была создана лаборатория профилактической токсикологии СЭС г. Москвы. Основной задачей лаборатории было определение потенциальной опасности новых химических соединений (определение среднесмертельных доз и концентраций при различных путях поступления, кумулятивного эффекта, кожной проницаемости), разработка по результатам исследований ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) или предельных допустимых концентраций (ПДК), методов определения этих соединений в окружающей среде.
Вторым направлением работы лаборатории стала оценка опасности и разработка подходов к гигиеническому нормированию химических веществ, обладавших канцерогенными свойствами. Это направление деятельности проходило в тесном сотрудничестве с отделом химического канцерогенеза Онкологического научного центра АМН СССР, возглавляемого академиком АМН СССР Леоном Манусовичем Шабадом. Необходимо отметить, что направление, которое развивалось в лаборатории,  руководимой Борисом Ароновичем Курляндским, существенно отличалось от традиционных форм надзора. Это можно назвать предупредительным санитарным надзором с функцией серьёзной научно-практической работы. Я начал трудиться в лаборатории по направлению связанному с химическим канцерогенезом. Это была кропотливая работа с использованием лабораторных животных (мыши и крысы) по изучению потенциальной канцерогенной опасности при поступлении в их организм химических соединений различными путями. Именно в этот период Б.А. Курляндским с соавторами была сформулирована методика вероятностной оценки опасности химических канцерогенов, целиком основанная на концепции «оценки риска», а вслед за этим разработан «Вероятностный подход к установлению пороговых количеств химических веществ». Благодаря этим исследованиям мне довелось принять непосредственное участие в пересмотре и установлении ПДК для хлористого винила (как канцерогена), газообразного вещества, исходного сырья для получения одного из самых распространённых полимеров – поливинилхлорида.
Поскольку Вы упомянули имя известного токсиколога доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента РАМН/РАН Бориса Ароновича Курляндского, под руководством которого Вам выпала честь не только трудиться в лаборатории, но и проводить научные исследования в рамках Вашей диссертационной работы, поделитесь своими впечатлениями об этом уникальном человеке.
Мне повезло, что, начиная с институтской скамьи, меня окружали удивительные люди, педагоги с большой буквы, благодаря которым студенты получили богатейшие знания и понимание проблем санэпидслужбы, её истории. В дальнейшем мне посчастливилось работать с Борисом Ароновичем Курляндским, который продолжал прививать то доброе, что было заложено моими педагогами в институте. Борис Аронович удивительный человек. Его девиз в работе «поспешай не торопясь и самое главное без суеты» чётко приносил свои плоды. В 40 лет – он доктор медицинских наук, создатель научной школы токсикологов. В конце 70-х начале 80-х годов в лаборатории Б. А. Курляндского трудилось 12 кандидатов и 2 доктора медицинских наук. Страстный лыжник и организатор туристических походов – таков Курляндский в жизни. Чуток и внимателен он был к коллективу лаборатории. Его ученики стали известными специалистами в гигиенической отрасли. Николай Всеволодович Завьялов возглавляет ныне отдел профилактической токсикологии ФБУЗ ЦГиЭ в г. Москве, Виктор Егорович Безсмертный – главный врач центральной противочумной станции и др. Но лучше всего Бориса Ароновича характеризует его книга воспоминаний «О прошлом, настоящем и немного будущем», изданная в 2006 году.
В Вашем послужном списке есть период, когда Вы преподавали гигиену в Школе олимпийского резерва. Кто были Вашими слушателями, и насколько гигиенические знания, на Ваш взгляд, необходимы современным спортсменам?
Действительно с сентября 2013 по октябрь 2014 года я преподавал в Чехове в «Училище олимпийского резерва по гандболу» молодым юношам, игравшим за команду «Чеховские медведи» и её молодёжному резерву. Мне, кроме общей гигиены, пришлось вспомнить и такие медицинские дисциплины, как физиология и анатомия. Безусловно медико-профилактические знания нужны будущим спортсменам как для общего развития, так и в случае оказания само и взаимопомощи, профилактики травматизма во время тренировок. Важны также общие понятия спортивного питания. Однако на первом месте у них спортивные успехи, тренировки, и ребятам учёба давалась не легко…
С 2007 по 2013 гг. Вы возглавляли Филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на метрополитене. В этой связи хочется задать вопрос, который волнует большинство москвичей и гостей столицы. Как при таком огромном пассажиропотоке осуществляется очистка и дезинфекция воздуха?
В сентябре 2005 года после увольнения с военной службы я был приглашён в  Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на метрополитене заведующим отделом санитарно-эпидемиологических экспертиз. В тот период руководителем филиала была Татьяна Алексеевна Дубровская ДМН, Заслуженный врач Российской Федерации. Она сменила на этом посту в 198З году Г. Г. Онищенко и проработала в должности 24 года до 2007 года. По её настоятельной просьбе я был назначен на должность главного врача филиала.
К сожалению, в мае 2016 года на 69 году жизни Татьяны Алексеевны не стало. Буквально несколько слов хотел бы сказать об этом замечательном специалисте, внесшем неоценимый вклад в поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия на метрополитене.  С участием Т.А. Дубровской были разработаны ряд нормативных и методических документов гигиенического характера, призванных привести в соответствие строительные и санитарные нормативы при проектировании и строительстве объектов метрополитена, улучшить условия труда строителей и эксплуатационников метро, а также оптимизировать условия проезда пассажиров.  Именно Татьяна Алексеевна впервые обратила внимание на необходимость разработки и внедрения системы гигиенического мониторинга состояния микроклимата и уровня загрязнения воздушной среды подземных сооружений метрополитена, направленных на обеспечение эпидемиологической безопасности населения города Москвы.
Существующая система вентиляции на метрополитене позволяет в течение часа на две трети обновлять воздух, находящийся в пассажирских помещениях метрополитена, на наружный (с поверхности), и этого вполне достаточно. Кроме того, на ряде межстанционных переходов, например, Третьяковская, установлены бактерицидные лампы для санации воздуха на плохо вентилируемых участках станций.
Продолжая тему санитарно-эпидемиологической безопасности пассажиров и сотрудников метрополитена, расскажите о влиянии физических факторов, таких как шум, вибрация, электромагнитные излучения. Кто в большей степени подвержен их воздействию и какие мероприятия направлены на снижение негативного влияния?
За всё время наблюдений за уровнями шума, вибрации, электромагнитных излучений нами не были выявлены факты неблагоприятного действия указанных факторов на пассажиров метрополитена, чего нельзя сказать об отдельных категориях работников. Например, воздействию шумового фактора подвержены машинисты поездов. Для снижения неблагоприятного воздействия на их здоровье проводятся технические шумоизоляционные мероприятия, а для своевременного выявления отклонений в состоянии здоровья с целью их корректировки все сотрудники метрополитена ежегодно проходят обязательную диспансеризацию.
Отдельную профессиональную когорту составляют метростроевцы. Работа по прокладке тоннелей, оснащению их необходимыми коммуникациями и оборудованием сопровождается воздействием на организм не только шума и вибрации, но и ряда других негативных факторов. По сути, их работа приближена к работе шахтеров, и, соответственно, профилактические мероприятия, проводимые для снижения негативного воздействия, также аналогичны.
Сегодня, оглядываясь назад, хотели бы Вы что-либо изменить в своей профессиональной карьере, уделить дополнительное внимание проблемам в области гигиены, которые на настоящий момент, по Вашему мнению, не нашли достаточной проработки?
Вряд ли я хотел бы что-то изменить в своем трудовом пути. Много сделано в области организации санитарно-гигиенических мероприятий, заложено основ на будущее. Хочется верить, что все, что было сделано нами и предыдущим поколением сотрудников, оказалось полезно в современности и, что важно, не было бы утрачено. Очень важным на современном этапе считаю сохранение и развитие системы гигиенического мониторинга на объектах метрополитена, поскольку сокращение объема лабораторно-инструментальных исследований приведет к искажению информации о вредных и опасных факторах, способных воздействовать как на персонал, так и на пассажиров самого востребованного вида транспорта.
Что помимо профессиональной деятельности представляет для Вас интерес? Чем Вы увлекаетесь в повседневной жизни?
На сегодняшний день - я пенсионер, но связь с коллегами не утрачиваю, поскольку гигиенические проблемы давно стали неотъемлемой частью моей жизни.  Также стараюсь регулярно общаться со своими однокашниками по школе и институту. Но все же, самая главная моя забота – это семья и, конечно, внуки - их у меня трое.  Люблю проводить время на дачном участке, путешествовать.
Николай Николаевич, большое Вам спасибо за возможность, предоставленную читателям журнала «Санитарный врач», больше узнать о Вас и Вашей профессиональной деятельности. Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам и всем читателям нашего журнала?
Своим коллегам и читателям журнала я хотел бы пожелать здоровья, воплощения жизненных планов, оптимизма и никогда не останавливаться на достигнутом!  

Беседу провела и записала
главный редактор журнала «Санитарный врач»
Татьяна Валерьевна Соломай




Возврат к списку