Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Александр Вампилов глазами всего мира

  • 18 сентября 2017

    В новом, 168-м по счету, сезоне Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова порадует своего зрителя особенным мероприятием. С 17 по 24 сентября в драмтеатре пройдет XI Международный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова.

    Музы не замолкнут никогда

    Один из участников фестиваля в этом году — Государственный академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской из Санкт-Петербурга.

    Коренным петербуржцам театр имени В.Ф. Комиссаржевской больше известен под названием «Блокадный театр». Основанный 18 октября 1942 года в Ленинграде, Городской театр доказал всему миру несостоятельность афоризма «Когда гремят пушки, музы молчат». Долгая жизнь театра началась со спектакля по пьесе К. Симонова «Русские люди». Городской театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Поэтому ленинградцы и называли его Блокадным.

    С 1992 года и по наши дни художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской является Виктор Новиков. Его театр открыт новым идеям, здесь ставят спектакли режиссеры разных поколений. Многообразен жанровый диапазон: на афише — лирические комедии, драмы и трагикомедии, и каждое поколение может выбрать свой спектакль.

    Александр Вампилов глазами всего мира.jpg

    2.jpg

    Театр имени В.Ф. Комиссаржевской много гастролирует по России и многим странам зарубежья, принимает активное участие в творческих фестивалях. Не стал исключением и XI Международный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. Спектакль режиссера-постановщика Сергея Астафьева «Прошлым летом в Чулимске», который будет представлен в Иркутске, играется на сцене петербургского театра с 6 декабря 2014 года. За это время он успел полюбиться зрителю Северной столицы и получил широкое освещение в Интернете, печатных изданиях и на телевидении.

    Иркутскому зрителю спектакль Санкт-Петербургского театра будет интересен не только игрой актеров, работой режиссера-постановщика, сценографа, костюмеров и гримеров, разнообразием декораций и реквизита, но и тем, насколько хорошо получилось у работников театра Северной столицы, пятимиллионного мегаполиса, изобразить на сцене героев маленькой таежной деревни. Будет ли разница в восприятии спектакля зрителем Иркутска и Петербурга или же темы, поднимаемые Вампиловым, вечны и понятны для всех?

    Любовь без границ

    Другой участник фестиваля, который впервые выступит на сцене Академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова, — Экспериментальная актерская школа из итальянского города Парденоне. Она была основана как некоммерческая организация и взяла на себя ответственность за изучение природы и сущности современного актера.

    3.jpg

    Спектакль «Любовь не перестает…», который итальянцы представят иркутскому зрителю, создан на основе двух произведений Вампилова — «Дом окнами в поле» и «Листок из альбома». Режиссер-постановщик Ферручио Мериси, тонкий, ироничный, живой, всегда новый, с отличным чувством юмора драматург, рассказывает в этих двух произведениях о парадоксальности любви, ее хрупкости и силе. Эти тексты в трактовке итальянского режиссера отлично дополняют друг друга. А экспериментальная совместная работа русской актрисы Дарьи Садовской и итальянского актера Сильвио Барбиеро показывает слияние двух культур, двух миров. Они такие разные, но любовь не имеет границ и условностей.

    Где-то на белом свете

    Еще один гость фестиваля в этом году — это Театр для детей и молодежи «Тэмужин» из Баянхонгорского аймака Монголии. «Тэмужин» впервые участвует в Международном фестивале современной драматургии имени Александра Вампилова, однако в 2015 году эту страну на Вампиловском фестивале уже представлял Академический театр Монголии. Коллектив «Тэмужина» считает, что участие в таком событии — это шанс перенять у иркутских коллег опыт работы и профессиональные умения и в то же время возможность показать себя.

    Театр «Тэмужин» появился в 1986 году. В истории театральной жизни Монголии это первый детский театр, который был создан в аймаках, то есть за пределами Улан-Батора. В репертуар вошли песенные, танцевальные, инструментальные концерты, фольклорные программы и спектакли для детей и юношества.
    С драматургией Вампилова «Тэмужин» уже работал. «Старший сын» знаком монгольскому зрителю по постановке режиссера С. Галсанжава с 1975 года. А нынешней осенью гости из Монголии покажут «Старшего сына» на фестивале в Иркутске.

    4.jpg

    «Старший сын» выбран из множества работ потому, что идея спектакля совпала с театральной репертуарной политикой и с ценностями театра. Постановка хранит традиции классиков, что очень важно для молодых театров и влияет на повышение профессиональных качеств артистов. Идея «Старшего сына» одинаково актуальна для всех вне зависимости от местонахождения, страны и национальности. Проблемы, выдвинутые в спектакле, насущные и больные для каждой нации и народности, и потому постановка такова, что действия спектакля происходят не в России, не в Монголии, а где-то на белом свете. Режиссер-постановщик —Жадамба Батболд.

    Этой осенью с 17 по 24 сентября у иркутского зрителя будет уникальная возможность посмотреть трактовки бессмертных и дорогих сердцу каждого жителя Иркутска и области пьес нашего любимого земляка Александра Вампилова театрами разных городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

    На грани мелодрамы и трагедии

    В число участников Международного фестиваля имени Александра Вампилова входит и Минусинский драматический театр, который считается одним из старейших театров Сибири. Его история напоминает трагикомический спектакль, герои которого постоянно борются с непреклонной судьбой, но через смех и слезы все равно вырываются из непрекращающейся колеи несчастий, чтобы смело шагать вперед.

    Основан театр еще в 1882 году. Сразу же он начал набирать обороты, а сборы от спектаклей составляли сто, а то и двести рублей, что по тем временам считалось довольно внушительной суммой. Но своего здания у театра не было. Поэтому в 1888 году на Средовой площади была выкуплена в долг за 600 рублей старая деревянная казарма. Но качество помещения также оставляло желать лучшего. Было ясно, что театру нужен другой «дом», но прошения, подаваемые в городскую думу, оставались без ответа.

    Исправил ситуацию Феликс Яковлевич Кон. Он предложил построить пожарную часть, которая была необходима тогда еще деревянному городу, а некоторые площади выделить под театр. 27 декабря 1906 года стройка была закончена, минусинский театр с распростертыми объятьями встретил зрителей постановкой чеховского спектакля-водевиля «Предложение»

    5.jpg

    В январе 1931 года случилась трагедия — здание театра сгорело. На его восстановление ушло семь лет. В 1938-м он приобрел тот облик, в котором знаком современному зрителю.

    С тех пор фортуна благоволит минусинскому театру: множество удачных постановок, гастроли, участие в фестивалях, призы и номинации. Театр известен разноцветием и нетривиальностью своего репертуара. На сцене можно наблюдать как хорошо знакомую классику: Мольера, Шекспира, Островского, Чехова, Лескова, так и советских драматургов: Катаева, Вампилова. Кроме того, артисты часто радуют совсем молодого зрителя постановками детских сказок.

    На иркутской сцене минусинский драмтеатр покажет спектакль по повести Евгения Замятина «Колыбельная для Софьи» (оригинальное название повести — «Наводнение»). Эта постановка — лауреат фестиваля «Театральная весна —2015» в Красноярске в номинации «Лучшая премьера сезона в драматическом театре». В сентябре 2015-го спектакль принял участие в фестивале «Реальный театр», состоявшемся в Екатеринбурге. На XXII Национальном театральном фестивале и премии «Золотая маска» спектакль был представлен сразу в пяти номинациях.

    СМИ встретили спектакль очень хорошо. Особо они отметили мастерство режиссера Алексея Песегова, который, кстати, поставил в Иркутске «Наваждение Катерины» Николая Лескова и «Доходное место» Александра Островского. В «Колыбельной для Софьи» Песегов смог передать всю необычность первоисточника, балансируя на грани мелодрамы и трагедии, балета и психологического театра. Он искажает человеческие чувства времени, цвета, пространства. Алексей Алексеевич, как и требует Замятин, делает весь остальной мир за границами этой истории «далеким морем», намеренно отвлекая, запутывая наше «рацио». 

    Многие критики заострили свое внимание на угнетающей музыке, неспешно шагающей по сюжету вместе с героями, тем самым замедляя сценическое время.
    Режиссеру удалось сделать прекрасный эстамп с психологических портретов главных героев повести. Тишина, царящая на сцене, кричит, раздираемая внутренней скорбью персонажей. А некоторые реплики, наоборот, едва слышны.

    Увидеть «Колыбельную для Софьи» иркутские зрители смогут 21 сентября на Основной сцене Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова.

    Мира Сатина, Данил Сердюк
    Фото из театральных архивов.
    На фото: Петербургский драмтеатр имени
    В.Ф. Комиссаржевской. «Прошлым летом в Чулимске»;
    Актерская школа из Парденоне (Италия). «Любовь не перестает…»;
    Театр «Тэмужин» (Монголия). «Старший сын»;
    Минусинский драмтеатр. «Колыбельная для Софьи»


    Источник: ««Байкальские вести», сентябрь 2017





    Дата создания: 18.09.2017 21:47:05

    Дата изменения: 18.09.2017 21:47:05

Возврат к списку